Урок - главная составная часть учебного процесса. Учитель за свою жизнь дает более 25 тысяч уроков, учащийся посещает более 10 тысяч уроков. Все самое важное для учащегося совершается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того, чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.
Как же построить урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы всё, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлечённость, формировало их творческое сознание?
Основной идеей современного урока является единство обучения, воспитания и развития.
Требования к современному уроку
Современный урок – это урок, характеризующийся следующими признаками:
1. Главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания;
2. На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению;
3. На уроке реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации образования;
4. На уроке реализуется деятельностный подход к обучению;
5. Организация урока динамична и вариативна;
6. На уроке используются современные педагогические технологии.
Как же построить современный урок?
Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей интерес, подлинную увлечённость, формировало их творческое сознание? Рекомендации, приведённые ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока. Изложим их в той последовательности, в которой готовится урок. Итак:
I. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:
– чётко определить и сформулировать для себя его тему;
– определить место темы в учебном курсе;
– определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;
– и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала урока, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок сквозь призму перспективы своей деятельности.
II. Определить и чётко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитательные функции урока.
III. Спланировать учебный материал урока.
Для этого надо:
Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идёт о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.
Подобрать учебные задания, целью которых является:
– узнавание нового материала;
– воспроизведение;
– применение знаний в знакомой ситуации;
– применение знаний в незнакомой ситуации;
– творческий подход к знаниям.
Упорядочить задания в соответствии с принципом «от простого к сложному».
Составить три набора заданий:
– задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
– задания, способствующие осмыслению материала учеником;
– задания, способствующие закреплению материала учеником.
IV. Продумать «изюминку» урока.
Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить, когда всё забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже изученному и пр.
V. Сгруппировать отобранный учебный материал.
Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.
Главное при группировке материала – умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.
VI. Контролировать деятельность учащихся на уроке:
– что контролировать;
– как контролировать;
– как использовать результаты контроля.
При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать учащимся подлинный интерес к их работе.
VII. Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, технических средств обучения. Проверить, всё ли работает. Продумать вид классной доски так, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.
VIII. Продумать задания на дом: его содержательную часть, а также рекомендации по его выполнению.
IX. Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока?
Конспект должен содержать три основные части:
– формальную;
– содержательную;
– аналитическую.
Требования к уроку:
1.Учет реальных учебных возможностей учащихся разных возрастов, классов, уровня их воспитанности, уровня сформированности классного коллектива, учет интересов, склонностей, потребностей и запросов учащихся; целенаправленность в ликвидации пробелов в знаниях.
2. Продумывание и решение в единстве задач образования (формирование знаний, специальных и общеучебных умений и навыков, познавательных способностей, готовности к самообразованию); воспитания (формирование мировоззрения, активной жизненной позиции, опыта правильного поведения и общения, превращение этих ценных свойств в устойчивые нравственные качества личности, формирование готовности к самовоспитанию и психического развития); развития интеллекта, внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, эмоционально-волевой сферы школьников; выделение важнейших, доминирующих задач урока, их конкретизация с учетом особенностей и возможностей коллектива.
3. Выбор рациональной структуры и темпа проведения урока, обеспечивающих успешное решение поставленных задач и экономное использование времени урока.
4. Концентрация внимания учащихся на усвоении важнейших научных понятий, теоретических положений, закономерностей, мировоззренческих, ведущих воспитательных идей учебного материала, выделение главного, существенного в содержании обучения; обеспечение тесной и органической связи содержания урока с жизнью, потребностями общества, личным жизненным опытом и интересами школьников; широкое использование межпредметных связей с целью формирования целостной научной картины мира и в интересах экономии времени.
5. Обеспечение практической и профориентационной направленности учебного процесса, создание реальных возможностей применения учащимися полученных знаний, умений и навыков, не допуская формального усвоения теоретических сведений.
6. Расширение арсенала выбора методов преимущественно за счет методов активного, интенсивного обучения, использования на уроке оптимального сочетания словесных, наглядных и практических, репродуктивных и проблемно-поисковых методов обучения, методов работы под непосредственным руководством учителя и самостоятельной работы учащихся, методов стимулирования у учащихся познавательных интересов, сознательного отношения к учению, чувства долга, ответственности и дисциплины, других мотивов учения; расширения арсенала применяемых методов, оказание предпочтения тем из них, которые в данных обстоятельствах способны наиболее полно и глубоко донести до школьников содержание учебной информации, в наибольшей степени активизировать познавательную деятельность учащихся.
7. Сочетание коллективных форм работы на уроке с групповыми и индивидуальными, стремление к организации учебного труда как коллективной деятельности.
8. Осуществление на основе диагностики реальных учебных возможностей, дифференцированного подхода к учащимся с акцентом на применение мер дифференцированной помощи школьникам с разноуровневой подготовкой.
9. Формирование у всех учащихся осознанного и активного отношения к своей учебной деятельности, навыков рациональной организации учебного труда на уроке; использование воспитательных и развивающих возможностей хорошо организованной учебы на уроке, контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся, их прилежания.
10. Общение с учащимися на основе сочетания высокой требовательности с уважением к личности школьника, опора в работе на классный коллектив, стремление добиваться действенного воспитательного влияния личности самого учителя.
11. Соблюдение благоприятных для работы на уроке гигиенических и эстетических условий.
12. Определение содержания и объема домашних заданий с учетом имеющегося времени, не допуская перегрузки учащихся; при необходимости комментирование смысла и рациональной методики выполнения заданий; стремление к тому, чтобы обучение осуществлялось преимущественно на уроке, а объем домашней работы там, где это возможно, сокращается.
13. Четкое следование замыслу плана урока и одновременная готовность гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций, переходить к реализации запасных методических вариантов.
14. Выявление в ходе самоанализа полученных на уроке (и в системе уроков) результатов образования, воспитания, развития учащихся, сравнение их с поставленными педагогическими задачами, нахождение важнейших причин недостатков и успехов, учет результатов самоанализа при планировании последующих уроков.
Дидактические требования к современному уроку
- Четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;
- Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
- Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;
- Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
- Реализация на уроке всех дидактических принципов;
- Создание условий успешного учения учащихся.
ПРИЗНАКИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
1.Урок должен быть направлен на выполнение социального заказа общества.
2.Вся деятельность учителя и учащегося должна осуществляться с учетом новейших достижений психологической науки и передовой педагогической практики.
3.Наличие цели.
4.Постановка и решение познавательных, развивающих и воспитательных задач.
5.Деятельностный подход в обучении.
6.Изменение соотношение функций учителя и учащихся в учебном процессе.
7.Активизация познавательной деятельности учащихся, развитие их инициативы и творчества.
8.Оптимизация содержания обучения.
9.Комплексный подход к организации учебного процесса.
10.Совершенная структура урока.
11.Соотношение рационального и эмоционального на уроке.
12.Единство формирования знаний, умений и навыков учащихся (практических, умственных, специальных и общих) на трех уровнях.
13.Вычленение учебных задач и создание на уроке разнообразных учебных ситуаций.
14.Оперативная обратная связь.
15.Высокий, но посильный темп урока.
16.Эмоциональный подъем на уроке.
17. Наличие благоприятного психологического микроклимата.
УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА
Социально-педагогические
- Наличие квалифицированного, творчески работающего учителя с хорошей научной, дидактической и методической подготовкой.
2.Наличие сплоченного, дружного коллектива учащихся .
3.Наличие хорошей учебно-материальной базы (учебник, учебно-методические комплекты и наглядные пособия, ТСО, оборудованное классное помещение).
4.Наличие благоприятного психологического микроклимата, хороших отношений между учащимися и учителем, основанных на взаимном уважении, на любви педагога к детям.
Психолого-дидактические
1.Соблюдение психологических принципов и правил организации учебно-познавательного процесса.
2.Высокий уровень обученности учащихся, соответствующий моменту, этапу обучения.
3.Наличие достаточного уровня сформированности мотивов обучения, обеспечивающего интерес учащихся к самостоятельной познавательной деятельности.
4.Применение активных форм и методов обучения.
5.Система работы по развитию умственных и познавательных способностей учащихся.
6.Целенаправленная работа по предупреждению отставания учащихся, по профилактике их неуспеваемости.
7.Научная организация педагогического труда, труда учащихся.
Материалы, представленные в «Методическом вестнике», могут помочь учителю в подготовке такого урока.