1. Возможности классного руководителя в отношении учащихся, пропускающих уроки без уважительных причин; методы и формы взаимодействия на учащихся в плане профилактики безнадзорности
• Активизация деятельности классного руководителя в отношении учащихся, прогуливающих уроки.
• Беседа классного руководителя с учащимся индивидуально, а также на классном часе.
• Активное вовлечение учащегося в занятия спортивных секций, художественных коллективов, общественную жизнь класса.
• Своевременное информирование родителей этих учащихся ( телефонный звонок, записка через соседа, посещение на дому).
• Привлечение родительского комитета к работе с таким ребенком.
• Беседа психолога с этим учащимся.
• Беседа социального педагога с прогульщиком.
• Вызов прогульщика с родителями на заседание совета профилактики школы.
• Вызов на педагогический совет школы.
• Вызов на заседание комиссии по делам несовершеннолетних.
2. Формы и методы работы с семьей по профилактике правонарушений обучающегося
• Ознакомление учащихся с правилами поведения школьника.
• Единство требований педагогического коллектива и родителей в отношении соблюдения правил поведения.
• Консультирование учащихся о правилах поведения в общественных местах во время экскурсий, дискотек, посещений театров и др.
• Пропаганда здорового образа жизни (режим труда и отдыха, режим питания, гигиена, занятия физкультурой и спортом, профилактика заболеваний и т.д.).
• Приобщение к общественной жизни класса и школы.
• Просветительские беседы с родителями об ответственности подростков с привлечением специалистов: инспектора по делам несовершеннолетних, ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних.
• Тематические классные часы об ответственности подростков за правонарушения с привлечением социального педагога и специалистов: инспектора по делам несовершеннолетних, ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних.
• Использование возможностей службы охраны школы (обращение к охраннику в случае правонарушения учащегося во время урока или перемены).
• Организация работы родительского комитета с отдельными семьями.
• Посещение учащегося на дому вместе с милицией.
• Постановка на внутришкольный учет.
• Приглашение родителей на заседание совета профилактики школы, малый педсовет, большой педсовет, на комиссию по делам несовершеннолетних.
• Наблюдение, убеждение, предъявление требования, поощрение и другие методы.
3. Эффективность работы педагогического коллектива в отношении повышения уровня культуры обучающихся (внешний вид, речь, поведение на уроке и перемене, сохранность имущества школы). Методы и формы работы.
• Знакомство обучающихся с правилами поведения в школе.
• Предъявление единых требований к учащимся со стороны педагогического коллектива в отношении внешнего вида, речи, поведения на уроке и перемене, к сохранности имущества школы.
• Разработка и проведение тематических классных часов, бесед, лекций на темы этики и морали.
• Усиление роли учителя в плане недопустимости сквернословия, личный пример учителя в культуре речи и общении.
• Систематический контроль за сохранностью имущества школы и порядком на ее территории, выявление нарушителей (порча сантехники, стен, дверных табличек, столов, парт и другой мебели и сантехники и т.д.).
• Создание ремонтных бригад для восстановления испорченной мебели.
• Организация дежурства по классу и школе.
• Организация генеральной уборки классов, рекреаций, территории школы.
• Включение в план воспитательной работы посещения музеев, театров, библиотек города.
• Привлечение обучающихся к участию в фестивалях, конкурсах, спортивных соревнованиях.
• Использование школьной мастерской для демонстрации моделей одежды делового стиля.
4. Действия учителя в отношении обучающихся, замеченных в табакокурении и распитии спиртных напитков.
Профилактика вредных привычек, наркомании, токсикомании.
• Просветительская работа среди обучающихся и родителей о вреде курения, алкоголя и наркотических веществ с привлечением специалистов-наркологов (родительский лекторий, система классных часов, просмотр видеофильмов с обсуждением в классе, выпуск стенной печати, подготовка учащимися рефератов по данным темам и т. д.).
• Предъявление требований к родителям о контроле над образом жизни ребенка во внеурочное время (круг общения, недопустимость пребывания на улице позднее 22 часов, контроль над наличием и использованием карманных денег, внимание к одежде ребенка и др.).
• Индивидуальная беседа с обучающимися, замеченными в распитии спиртного или курении.
• Информирование родителей этого ученика.
• Обследование обучающегося у нарколога.
• Обращение к социально-психологической службе в отношении этого ученика.
• Использование возможностей оздоровительного медицинского комплекса школы.
• Направление обучающихся на консультацию в центр психолого-педагогической помощи семье и детям.
• Использование возможностей ОДН и КДН в разрешении данной проблемы.
• Профилактика здорового образа жизни, повышение уровня культуры обучающихся.
5. Рекомендации по организации летней занятости обучающихся в плане профилактики безнадзорности
• Выявление семей, ограниченных в материальных средствах.
• Помощь этим семьям в постановке на учет в службе социальной защиты населения.
• Организация бесплатного питания в школе детям из этих семей.
• Обеспечение бесплатными учебниками.
• Помощь в определении обучающихся в летний оздоровительный лагерь при школе.
• Помощь в трудоустройстве подростков в период летних каникул.
• Активизация профориентационной работы среди подростков