Система профилактики правонарушений и преступлений включает в себя следующие компоненты:
1. Выявление учащихся «группы риска».
2. Диагностику структуры личности учащихся определение причин отклоняющегося поведения.
3. Устранение причин отклонений в поведении несовершеннолетнего:
– изменение характера личных отношений воспитанников со сверстниками и взрослыми;
– вовлечение «трудных» учащихся в различные виды положительной деятельности;
– изменение условий семейного воспитания.
4. Работа по профилактике правонарушений и преступлений среди учащихся.
Наиболее распространенными педагогическими ошибками и недочетами являются:
1. Незнание или слабое знание особенностей учащегося, условий его жизни, семейного воспитания.
2. Неумение или нежелание педагогов учитывать психологические и индивидуальные особенности учащегося.
3. Неверие в духовные и физические возможности учащегося.
4. Неправильное отношение к учащимся.
5. Отсутствие должного контроля за учебой и поведением учащегося.
6. Несоблюдение требований к учащемуся: и единства требований к нему со стороны старших (педагогов, родителей).
7. Злоупотребление прямыми назойливыми назиданиями.
8. Неуважение личности учащегося, его достоинства.
9. Грубое пренебрежительное отношение старших (педагогов, родителей) к учащемуся.
10. Несоблюдение преемственных связей в воспитании и перевоспитании учащихся..
Классный руководитель в своей работе может использовать следующие формы работы с учащимися девиантного поведения:
-
Индивидуальное беседы с учащимися.
-
Посещение учащихся на дому. Знакомство с условиями жизни.
-
Приглашение родителей, в учреждение образования с целью ознакомления с успеваемостью, поведением учащегося.
-
Следить за чтением в библиотеке, рекомендовать для чтения специальную литературу.
-
Пропаганда законов работниками прокуратуры, милиции, ИДН (лекции, бесед, встречи, кинофильмы и др.),
-
Приглашать работников милиции для бесед с учащимися (общие беседы, индивидуально с учащимися)
-
Закрепить за особо трудными учащимися членов родительского комитета.
-
Вовлекать учащихся в общественную жизнь класса,учреждения образования. Дать постоянное поручение.
-
Помочь учащимся найти дело по душе: секция, факультатив и т.д.
-
В случае нарушений дисциплины приглашать учащихся на заседания совета профилактики для обсуждения успеваемости и поведения.
Памятка для классных руководителей по организации профилактической деятельности в учреждении образования:
-
Необходимо ясно сформулировать взрослеющему человеку его права и обязанности, определить круг видов деятельности, которые ему разрешены и доступны, и ответственность за них. Быть терпеливым и помнить, что для того, чтобы избавиться от нежелательных привычек, нужно время.
-
В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой – педагог тоже имеет право менять взгляды, он не застрахован от ошибок, кое в чем можно и уступить.
-
Действовать только тактично.
-
Выслушивать все, реагируя позже, выбрав подходящий момент, без раздражения, высказывая свое мнение, вносить поправки в услышанное.
-
Быть самокритичным, принципиальным, стараться настолько укрепить доверие учащегося, чтобы он делился с педагогом своими проблемами.
-
Не пытаться загнать учащегося в угол, поставить в затруднительное положение.
-
Стараться соблюдать принцип: чем больше мы уважаем человека, тем выше наши требования к нему.
-
Требуя что-то от учащихся, нельзя торговаться.
-
В личных беседах усиливать целенаправленную жизненную ориентацию учащихся.
- Навести такой порядок в своем коллективе, чтобы ребята видели в педагоге стабильную точку опоры – уверенность в жизни.