Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 2 человека

Развитие одарённости учащихся

Дата: 26 января в 09:23

Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.

Система работы с одарѐнными детьми в начальных классах включает в себя следующие компоненты:

1. выявление одарѐнных детей;

2. развитие творческих способностей на уроках;

3. развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);

4. создание условий для всестороннего развития одарѐнных детей.

В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся используется система развивающих задач-минуток, которые предлагаются учащимся в качестве разминки на уроке. Кроме этого в уроки включаются творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи. На всех уроках используется дифференциация: для способных детей предлагаются более сложные задачи: комбинированные, с недостающими или лишними данными.

Не новой, но востребованной формой работы с одарѐнными детьми младшего школьного возраста является научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Как нельзя лучше для этого подходят уроки по курсу «Человек и мир».

Урок-исследование позволяет ставить серьѐзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга «к тайнам» превращает его в «исследователя». Успех выполнения таких задач формирует «интеллектуальную» радость, положительные эмоции.

Одна из форм работы с одарѐнными детьми – работа факультативных занятий. Здесь, работая в малых группах, максимально реализуется дифференциация обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой. У одарѐнных детей чѐтко проявляется потребность в исследовательской и поисковой деятельности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нѐм жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию.

Основная задача – так построить весь образовательный процесс и его психологическое обеспечение, чтобы учесть любые индивидуальные особенности детей. Учитывая психологические особенности одарѐнных детей, очень важно создавать на занятиях ситуацию познавательного затруднения, при которой младшие школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением.

Большое внимание на занятиях уделяется обсуждению различных ситуаций (На столе стояло три стакана с ягодами. Вова съел один стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе?); групповым дискуссиям (Научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счѐт, взаимодиктанты с использованием разрезной азбуки, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой); творческому самовыражению (Составь устный рассказ на тему, из данных предложений, по картине, рассказ в связи с прочитанным, по впечатлениям или наблюдениям, связный рассказ по плану, рассказ о герое, изложение по тексту, сжатый, подробный с элементами описания, с заменой лица, с элементами рассуждения, изложение по началу и концу.); самопроверке (сверка с написанным образцом; проверка по словесной инструкции; взаимопроверка с товарищем; сверка с готовым ответом или выполненным заданием в учебнике; коллективное выполнение задания и коллективная проверка).

Эффективным будет использование на уроках в начальной школе следующих приѐмов работы:

Приѐм «Пресс-конференция» основан на умении детей задавать вопросы содержательного характера (по тексту должна пройти конференция с "гостем" из произведения. Роль гостя достается самому подготовленному ученику, все остальные - журналисты. Вопросы готовит каждый.)

Прием «Привлекательная цель» или «Удивляй» основан на повышении мотивации детей в начале урока, когда учитель находит такой угол зрения, при котором обыденное становится удивительным (-Я держу в руках обычный лист бумаги.Как вы думаете, что из него можно сделать?)

Прием «Диалог с текстом» используется для организации индивидуальной работы, когда ученик самостоятельно работает с текстом, выполняя задание (заполнение кластера при чтении сказки.)

Прием «Шесть шляп критического мышления», который основан на столкновении двух противоположных мнений (группа школьников делится на шесть групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп. Например, «Какие события произошли в этой книге?», «Перечислите героев романа».)

Игра «Да - нет», которую легко организовать на уроке и во внеклассной работе. Цель игры: связать разрозненные факты в единую картину, систематизировать информацию, уметь слушать других учеников и учителя.

Задания для тренировки внимания

1. Расшифруй слова и запиши их.

421,3467, 35121, 9810, 10439, 25131, 1086, 108910, 28517, 983, 34911, 109121, 285, 10471, 54687, 4611, 9473.

Шифр: А В Г И Л М Н О Р Т Я 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

2. Выполни задания.

 Отдели плод от растения.

СОШИСНШАКА

Комментарий: зачеркнув буквы слова шишка (плод), получаем название растения — слово сосна.

 Раствори белое в прозрачном.

СВОАДХАРА

 Убери горячее — останется холодное.

КИАЙПЯСТОБЕКРГ

 Найди друга и врага Буратино.

МАБАЛЗЬВИИЛИНОА

 Зачеркни ядовитое — оставь съедобное.

ПООПГАНЁНОККА

3. Из каждой строчки выбери лишь те буквы, которые не повторяются, и составь из них пожелание.

АОБООУАДА —

ИПЬРТПЕИР—

ЭПВФЭСФПЕ —

ВЮЛГВДЛАЮ —

ЖЗСУУЧЖАЗ —

ОАСАОТАЛО —

ГЦИДВГЦЫД -

4. Допиши стихотворение.

Весной венки из одуванчиков плетут, конечно, только...

Болты, шурупы, шестеренки найдешь в кармане у...

Коньки на льду чертили стрелочки, весь день в хоккей играли...

Болтали час без передышки в цветастых платьицах...

При всех померяться силенкой не прочь всегда одни...

Бояться темноты трусишки — все как один они...

5. Найди в словах числа и запиши их.

Смородина, просто, семья, стриж, сторож, тритон,

пустота, господин.

Задания для развития памяти

1. Прочитай предложения. Запомни их.

В оркестре было три музыканта.

По реке плыли два парусника и три лодки.

В вазе стояли три розы.

В углу стояла корзина с пятью котятами.

В аквариуме плавали три разные рыбки.

Закрой предложения и ответь на вопросы: сколько музыкантов было в оркестре? Сколько лодок было с парусом и без него? Сколько роз было в вазе? Были ли другие цветы в вазе, кроме роз? Сколько котят было в корзине? Где стояла корзинка? Сколько рыбок плавало в аквариуме? Были ли в аквариуме одинаковые рыбки?

2. Прочитай три раза слова. Запомни их.

Мама, дети, человек, брат, доброта, тетя, мужчина, ребенок.

Закрой слова и ответь на вопросы: сколько букв в последнем слове? Какое слово состоит только из одного слога? Какое слово третье от начала? Сколько слов заканчивалось на согласную? Какие слова заканчивались на букву А? Встречалась ли в этих словах буква Ж?

3. Послушай слова, запомни их в том же порядке. Запиши лишь первые

буквы слов — у тебя получится новое слово.

Например: снег, термос, облако, лимон — стол.

Роза, ирис, труд, мера.

Иней, карандаш, роман, аист.

Соловей, турист, еда, носок, акация.

Торт, руль, ухо, баранка, август.

Рояль, ель, мир, осел, нога, тополь.

4. Определи общий звук (звуки) для слов каждого ряда.

Крот, порог, рот, оброк.

Марка, корова, пир, карета.

Ива, пирог, игра, сито.

Стог, гром, долг, герой.

Забор, коробка, бор, оброк.

5. Прочитай один раз пары слов. Закрой вторые слова в парах. Прочитай первое слово и запиши по памяти второе.

Дерево — лист

Очки — глаза

Полка — книга

Голова — мысли

Рука пальцы

Бумага — газета

6. Прочитай ряды слов. Закрой слова, оставив открытыми только первые. Прочитай первое слово и запиши по памяти остальные.

Стол — стул — кресло.

Книга — журнал — газета.

Молоко — трава — корова.

Яблоко — яблоня — садовник.

Мир — война — борьба.

7. Быстро прочитай слово, закрой его и прочитай с конца.

буз

онес

азор

opeп

аклоп

номил

8. Запомни слова.

Стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко.

Вопросы: какие слова состоят из трех слогов? В каких словах есть мягкий знак? Какие слова можно отнести к теме ―Кухня‖?

Задания для развития восприятия

1. “На одну букву”. За 30 секунд найди и запомни все предметы в классе, название которых начинается, например, с буквы С.

2. “На несколько букв”. Необходимо определить характеристики представленного предмета, начинающиеся на три выбранные буквы.

3. “Переключение внимания”. Взять в руку предмет, рассмотреть его, по команде перевести взгляд на стену. Затем — на предмет в руке, стараясь продолжать ход своих мыслей с того момента, на котором остановился, а не с начала. Промежутки между командами постепенно сокращаются от минуты до нескольких секунд.

4. “Метафоры”. Опиши образ, который возникает, например, при слове гаснуть.

5. “Наполнение слов”. Определи, на что похоже то или иное слово, что оно напоминает.

6. “Цепочка ассоциаций”. Найди ассоциации, которые возникают на какое-нибудь слово. Затем ассоциации, которые вызывает одно из возникших слов.

7. “Рассказ по картинкам”. Придумай рассказ, используя картинки. (Усложнить задание можно, добавив иллюстрации, не связанные между собой.)

8. “Комикс”. Составь комикс. Для этого можно использовать готовые картинки или придумать самому и нарисовать их.

9. “Музыка”. После прослушивания музыки возьми четыре краски: красную, зеленую, синюю, желтую. Используя их, изобрази услышанную музыку и озаглавь рисунок.

10. “Неоконченный рисунок”. Дорисуй кружки (линии, квадраты, крестики и т. п.), чтобы получились законченные образы. Повторяться нельзя.

11. “Придумай название”. Придумай как можно больше названий для рассказа, сказки или рисунка. Можно использовать пословицы, поговорки, крылатые фразы.

12. “Архимед”. Из предложенного ряда проблем найди как можно больше решений.

Например: как вырастить пальму возле дома? Как развести сад на Луне? Как сосчитать все звезды? Как сделать машину для приготовления уроков?

Задания для развития речи

1. Ответы спрятались в вопросах, найди их.

Как зовут девочку, у которой в руках роза?

Каких зверей испугался в зоопарке Лева Зайцев?

Кто уверен, что в будущем его ждет слава?

Кому хорошо живется на свете?

Сколько в стае сорок?

2. Вставь пропущенные слова.

Над городом низко повисли снеговые ... . Вечером началась .... Снег повалил большими .... Холодный ветер выл, как дикий .... В конце пустынной и глухой ... вдруг показалась какая-то девочка. Она была худа и бедно ... . Она продвигалась медленно вперед, валенки свалились с ног и ... ей идти. На ней было плохое ... с узкими рукавами, а на плечах ....

3. Вставь пропущенные слова в устойчивые выражения.

Из ... вон плохо.

Мастер на все ....

Сидеть сложа ....

Золотые ....

4. Вставь в слова пропущенные имена.

С....р, п...рник, п...т, ав....т, ....шка, ж...ф, ав....шина, м...р, ....мо, д..., кастр..., кварт..., ма...., рав...., п...на, сере...., до.... .

Имена: Толя, Оля, Ира, Тома, Рома, Аля, Дина, Нина, Юля, Лина.

5. Найди в слове слово.

Например: аквариум — ум, поляна — пол.

Рисовать, бабочка, олень, колобок, золото, ласточка, угол, каблук, песок, гамак, пирог, якорь, успех, клюква, подсказка, ракета, вершина, восемь, овощи, стрекоза, шарф, шутка, экран.

6. Укажи, какими частями речи являются выделенные слова.

а) Посадила мама в ПЕЧЬ пироги с капустой ПЕЧЬ.

б) Снежное ПОКРЫВАЛО ПОКРЫВАЛО все поле.

в) Ведро дало ТЕЧЬ, и вода стала ТЕЧЬ.

г) Кто без кисти и БЕЛИЛ крыши города БЕЛИЛ?

7. Найди и запиши слова, которые не меняются, когда с конца они читаются:

а) состоящие из трех букв;

б) состоящие из четырех букв;

в) состоящие из пяти букв.

8. Из набора слов составь стихотворение.

Мы, и, кто, друг, друга, солнце, мы, на, узнали, не, или, полежали, же, шоколадки, ребятки.

(Мы на солнце полежали

И друг друга не узнали.

Кто же мы — ребятки

Или шоколадки?)

9. Какие звери спрятались в словах?

Палисадник, поселок, укротитель, заслонка.

Задания для развития логики

1. Винни-Пуху подарили в день рождения бочонок с медом массой 7 кг. Когда Винни-Пух съел половину меда, то бочонок с оставшимся медом стал весить 4 кг. Сколько килограммов меда было первоначально в бочонке?

2. Шнур длиной 30 м разрезали на три части. При этом одна из них на 1 м больше другой и на 1 м меньше третьей. Найди длину каждой части.

3. Оля живет в доме вместе со своими мамой, папой, братом, а также одной собакой, двумя котами, двумя попугаями и четырьмя рыбками. Сколько ног у всех обитателей дома?

4. На отрезке поставили 3 точки. Сколько отрезков получилось?

5. В деревне Простоквашино на скамейке перед домом сидят дядя Федор, кот Матроскин, пес Шарик и почтальон Печкин. Если Шарик, сидящий скраю слева, сядет между Матроскиным и дядей Федором, то дядя Федор окажется скраю слева. Запиши, как сидят герои слева направо.

Развивающие игры при организации внеурочной деятельности

Все занятия, рассчитанные на повышение креативности, основываются на принципах: научить задавать необычные вопросы, искать неожиданные ответы и экспериментировать с образами и идеями.

Эти упражнения необходимо выполнять регулярно.

1. “И все-таки у них много общего”

Задание. Выпиши из словаря наугад два существительных. Затем попробуй найти между ними связь. Если понадобится, придумай невероятную историю, сюжет которой свяжет слова между собой.

Например: ―Что общего между глазом и водопроводным краном?‖

Оба слова состоят из четырех букв.

У них буква А — третья по счету.

Глазом можно увидеть кран, а при помощи воды из крана помыть глаз.

Оба могут блестеть.

Из них льется жидкость.

2. “Фантастическое животное”

Для этого упражнения понадобится листок бумаги и карандаш.

Задание. Нарисуй фантастическое животное, которое будет содержать как можно больше признаков разных реальных животных.

3. “Архитектор будущего”

Задание. Нарисуй дом. Для этого надо произвольно выбрать 10 существительных. Задача архитектора — нарисовать эскиз жилья, в котором будут представлены выбранные слова.

Например: кастрюля — дом будет в форме кастрюли; ворона — крыльцо будет черным, как ворона.

4. “Десять плюс десять”

Задание. Возьми любое существительное и напиши в столбик 10 прилагательных, которые к нему подходят. Затем запиши во второй столбик 10 прилагательных, которые не подходят к существительному.

5. “И это называется... ”

Задание. Каждый раз, когда твое внимание привлекает что-либо, вообрази, будто видишь это на картине. Придумай для нее подходящее название. Можно короткое, можно развернутое.

В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся используются творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи по математике, человек и мир, русскому языку, литературе. Проводятся конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, соревнования, «мозговые штурмы», «блиц-турниры», используются логически-поисковые задания, нестандартные задачи, где каждый может проявить свои способности. Конкурсы и конференции различного уровня для учащихся называют «стартом в науку, в жизнь», и подготовку к этому самому старту нужно начинать именно в начальной школе.

Грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность по развитию одарѐнности развивает у обучающихся стремление к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, развивает творческие способности, навыки проектно – исследовательской деятельности. Важно, чтобы работа с одарѐнными детьми оживляла и поддерживала чувство самостоятельности, смелость в отступлении от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.