Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 2 человека

Инновационная деятельность

Дата: 7 сентября 2021 в 21:57, Обновлено 25 ноября в 21:46
Научные консультанты проекта:
Гелясина Елена Владимировна, доцент кафедры педагогики и образовательного менеджмента в УО "Витебский государственный университет имени П.М. Машерова", кандидат педагогических наук, доцент.
Контактный телефон +375336134528

Сроки проведения инновационной деятельности: 2024–2029 годы

База инновационной деятельности:
Государственное учреждение образования
«Ровковичская средняя школа Чечерского района»
Регистрационное удостоверение Устава: 490426169
Юридический адрес учреждения образования: 247154 Гомельская область,
Чечерский район, агрогородок  Ровковичи, ул. Суворова д.8
Директор учреждения образования: Корхова Светлана Васильевна
тэл./факс  8-02332 2-28-84,  е-mail: rovkovichi-school@mail.gomel.by

Обоснование целесообразности реализации инновационного проекта

Инновационный проект «Внедрении модели технологического формирования метапредметной компетентности учащихся на второй ступени общего среднего образования» направлен на решение задач, поставленных в Концепции развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года и с опорой на концептуальные идеи, сформулированные в названном документе. В Концепции представлено обогащенное понимание комплекса индикаторов, маркирующих качественное образование, являющееся фундаментом инновационной экономики и социального развития. В названном документе отмечается, что качественное образование немыслимо без комплекса новых образовательных технологий и системы новых педагогических знаний, фундирующих их продуктивное использование. В течение последних пяти лет качество отечественного образования оценивается исходя из уровня сформированности у обучающихся личностных, предметных и метапредметных результатов.

Метапредметная компетентность как образовательный результат обеспечивает конкурентоспособность выпускников учреждений образования, позволяет успешно формировать у молодежи инновационное мышление, творческие способности, готовность принимать решения в ситуации неопределенности, установки на сотрудничество и обучение в течении всей жизни.

Человека, обладающего метапредметной компетентностью, отличает мобильность, самостоятельность, критичность, ответственность. Метапредметная компетентность является детерминантной готовности к эффективному использованию на практике освоенных в процессе обучения знаний и умений, потребности и способности непрерывно обогащать свой личностный потенциал, включаться в совместную деятельность.

Современный мир характеризуют с помощью аббревиатуры VUCA (volatility – нестабильный, uncertainty – неопределенный, complexity – сложный и ambiguity – неопределенный). Это означает, что социокультурные реалии высоко динамичны, сценарии будущего вариативны, объем информации непрерывно увеличивается, компетенции требуют постоянного обновления, цифровые технологии все глубже проникают в различные сферы жизни человека, масштабируется использование искусственного интеллекта, интернета вещей, конвергентных технологий (NBIС – нано, био-, информаицонные, когнитивные).

Сверхмощные возможности современных технологий и их беспрецедентное влияние на мир, в котором живет человек обусловливает новый «Образ образованного человека» ближайшего будущего. Этот образ содержательно интегрирует такие качественные характеристики как человечность и технологичность. Результаты образования, рассматриваемые в «первом измерении» (человечность) описываются с помощью категорий «нравственность», «ответственность», «креативность», «способность к позитивному самоизменению средствами образования». Результаты, описываемые во втором измерении» раскрываются через способность обучающегося построить деятельность на технологической основе, что гарантировано обеспечивает ее эффективность. Своеобразной точкой сборки всех названных выше качеств, с помощью которых описывается образ современного образованного человека, выступает метапредметная компетентность, рассматриваемая в технологическом аспекте.

Изложенное выше указывает на востребованность и актуальность предлагаемого инновационного проекта в контексте выполнения системой общего среднего образования государственного заказа, связанного с обеспечением качества образования.

Обосновывая научно-методическую актуальность проекта, следует подчеркнуть, что на сегодняшний день в отечественной образовательной теории и практике метапредметный подход получил свое теоретическое осмысление в фундаментальном исследовании, проведенном в рамках подготовки докторской диссертации научным консультантом проекта Е.В. Гелясиной. В проведенном исследовании обоснованы и апробированы концептуальные идеи, лежащие в основе реализации образовательного процесса, ориентированного на формирование метапредметной компетентности обучающихся. Вместе с тем, в разработанной педагогической концепции (как того и требует диссертационное исследование докторского уровня) представлено обобщенное видение идеи формирования метапредметной компетентности обучающихся. В силу названного обстоятельства необходима конкретизация модели в контексте уточнения педагогических условий ее реализации на второй ступени общего среднего образования при освоении обучающимися содержания отдельных предметных областей в каждом классе. Также нуждается в выяснении, какие именно условия позволят обеспечить технологичность и преемственность формирования метапредметной компетентности у учащихся на второй ступени общего среднего образования.  

Анализ и интерпретация данных, полученных в ходе опроса обучающихся в учреждениях образования, которые являются потенциальными участниками предстоящего инновационного проекта, позволяют сделать вывод о том, что метапредметная компетентность является их образовательным запросом. Причем степень востребованности и осознанности значимости этой компетентности возрастает в каждой последующей возрастной группе.   

В частности, на этой указывают ответы на вопросы о важности умения планировать и осуществлять собственную учебно-познавательную деятельность, вытраивать ее на технологической основе, включаться во взаимообучение и групповую творческую работу, задавать вопросы, решать учебные проблемы, быстро находить и эффективно использовать необходимую информацию, познать себя как субъекта учебной деятельности.

Решение задачи формирования метапредметных компетенций обучающихся напрямую зависит от готовности учителя к решению данной задачи и возможности по созданию им необходимых для этого условий.

По результатам проведенного диагностического исследования у учащихся XI класса можно сделать вывод, что развитие метапредметных компетенций учащихся находится на  высоком и достаточно высоком уровне. Респондентам было предложено ответить на вопрос, Какие компетенции наиболее востребованы в настоящем и будущем? Что, по их мнению, позволит им стать успешными людьми? Так, сформированные ключевые компетенции учащихся XI класса практически полностью соответствуют  структуре учебной мотивации, что свидетельствует об осознанности ими процессов  развития учебной деятельности.

 Однако приведенные  аналитические данные указывают на противоречие между высокой личностной, социальной и учебной востребованностью сформированности у обучающихся метапредметных компетенций в V, VII, IX классах  и недостаточным вниманием к процессу их формирования  этих компетенций  у учащихся IV класса. По мере взросления дети все сильнее осознают важность  формирования метапредметных компетенций.

Разрешить выявленное противоречие представляется возможным при условии внедрения в практику работы учреждения образования инновационного проекта «Внедрении модели технологического формирования метапредметной компетентности учащихся на второй ступени общего среднего образования».

Анализ результатов опроса педагогов «Готовность к формированию метапредметной компетентности у учащихся» показал, что 33% опрошенных педагогов имеют  достаточно высокий  уровень готовности к диагностике метапредметной компетентности обучающихся; 60% опрошенных  педагогов  имеют высокий уровень;

 33% педагогов могут на достаточно высоком уровне  определять метапредметные задачи урока, 66% педагогов могут это делать на  на высоком уровне;

33% педагогов могут на достаточно высоком  уровне проектировать образовательный процесс, 66% педагогов на высоком умеют управлять процессом достижения цели;

33% педагогов на достаточно высоком  уровне могут осуществлять контроль за результатами образовательного процесса и управлять деятельностью обучающихся на уроке у 66% педагогов эти компетенции сформированы на высоком уровне;

у 33% педагогов на достаточно высоком  уровне сформированы отдельные компоненты  метапредметной компетентности обучающихся, у 66% педагогов эти компетенции сформированы на высоком уровне;

у 33% педагогов на достаточно высоком  уровне сформирован опыт рефлексии обучающихся, у 66% педагогов эти компетенции сформированы на высоком уровне

 50%  педагогов на достаточно высоком  уровне знают как осуществлять профессионально-педагогическую рефлексию,50% педагогов на высоком уровне могут это делать;

50% педагогов имеют достаточно высокий деятельностный аспект профессиональной компетентности, 50% педагогов имеют высокий уровень.

 Результаты проведенного исследования  свидетельствует, что 85% учителей считают проблему формирования метапредметных компетентностей учащихся актуальной, однако только 40% из них осуществляют последовательную деятельность в данном направлении, у 60% учителей процесс формирования метапредметных компетентностей учащихся осуществляется на низком уровне.

 Анкетирование показало, что сотрудничество и общая заинтересованность  педагогов в  данной инновационном деятельности позволит совершенствовать навыки метапредметных компетенций у учащихся.

Кроме того, была установлена востребованность педагогами новых теоретических знаний и компетенций, которые позволят более качественно решать задачу по формированию метапредметной компетентности обучающихся. Проведенное исследование показало необходимость обогащения профессионального опыта, обусловливающего готовность педагогов к формированию метапредметной компетентности. Одновременно с этим была зафиксирована высокая и устойчивая мотивация педагогов к непрерывному обучению, взаимообучению и самообразованию в ходе реализации проекта.

Сравнительный анализ и интерпретация данных проведенного диагностического исследование указывает на наличие противоречия между высокой личностной, социальной и государственной востребованностью сформированности у обучающихся метапредметной компетентности и недостаточным вниманием к процессу, обеспечивающему ее усвоение обучающимися второй ступени общего среднего образования.

Разрешить выявленное противоречие представляется возможным при условии внедрения в практику работы учреждений общего среднего образования инновационного проекта «Внедрении модели технологического  формирования метапредметной компетентности учащихся на второй ступени общего среднего образования».

Для реализации данного проекта в учреждении образования имеются определенные условия:

1) сложилась команда высококвалифицированных педагогов (80% педагогов имеют высшую, первую квалификационную категорию);

3) накоплен определенный опыт инновационной деятельности в связи с реализацией республиканского инновационного проекта «Внедрение модели формирования метапредметной компетентности обучающихся в условиях цифровизации образования (вторая ступень общего среднего образования)» (2021–2024 годы);

3)  имеется опыт по внедрению в педагогическую практику активных форм и методов организации образовательного процесса. Учителями школы на учебных и факультативных занятиях используются интеллект-карты, логико-смысловые модели, электронные средства обучения; осваиваются и применяются информационные технологии, метод проектов, технология «перевернутое обучение», технология развития критического мышления через чтение и письмо, стратегия активной оценки; в работе с одаренными и высокомотивированными учащимися активно используется дистанционное обучение;

5) создана система обучения педагогов в деятельностном формате, которая выстроена в соответствии с принципами непрерывного профессионального образования: проведение ежемесячно методических практикумов, на каникулах методических сессий, уроков для взрослых и мастер-классов, методических квестов, работа в творческих группах (по использованию Google-инструментов, сенсорных панелей и интерактивных досок, мобильных технологий и др.), что способствует развитию профессиональной компетентности и инновационной культуры;

7) в учреждении образования накоплен определенный опыт организации учебно-исследовательской деятельности  учащихся через включение их в работу научного общества «Первые шаги в науку»;

8) выработана система интеллектуального развития учащихся через систему различных интеллектуальных игр на всех ступенях общего среднего образования.

9) проведенное исследование показало, что ГУО «Ровковиччская средняя школа Чечерского района» 83% педагогов  обладает довольно высоким уровнем инновационного потенциала. В частности, педагоги продемонстрировали очень высокую (33%) и высокую (66%) степень мотивированности к инновационной деятельности 66% демонстрируют ценностное отношение к инновационной деятельности;  66% имеют установку на постоянное профессиональное совершенствование, 50% включены в процесс непрерывного самообразования. 16% имеют авторские методические разработки, которые были представлены на научно-практических конференциях, педагогических советах, методических фестивалях. 33% имеют публикации в республиканских журналах. 16% в разные годы были задействованы в качестве преподавателей на повышении квалификации; 33% в течение последних 3-х лет проводили мастер-классы для коллег в рамках проведения заеданий районных методических объединений. 

Цель инновационного проекта:

Выявить педагогические условия преемственной реализации образовательного процесса, направленного на технологическое формирование метапредметной компетентности у учащихся на второй ступени общего среднего образования.

 

Задачи инновационного проекта:

  1. Выявить сущность и структуру образовательного результата, отражающего сформированность  технологического компонента метапредметной компетентности учащихся на второй ступени общего среднего образования, уточнив его особенности для учащихся V, VI, VII, VIII и IX классов.
  2. Осуществить спецификацию диагностического обеспечения образовательного процесса, направленного на формирование технологического аспекта метапредметной компетентности у учащихся второй ступени общего среднего образования.
  3. Разработать методические ресурсы, позволяющие реализовать процесс преемственного формирования технологического аспекта метапредметной компетентности у учащихся V – IX классов, уточнив их номинал и специфику на каждом этапе.
  4. Апробировать в условиях реальной практики и дать оценку эффективности внедрения в образовательный процесс разработанных методических ресурсов, обеспечивающих успешное формирование технологического аспекта метапредметной компетентности у учащихся V – IX классов.
  5. Обеспечить мониторинг качества внедрения модели и создание методического обеспечения, позволяющее тиражировать инновационный опыт в широкую образовательную практику. 

Календарный план

реализации инновационного проекта

«Внедрении модели технологического формирования метапредметной компетентности учащихся  на второй ступени общего среднего образования» на 2024/2025 учебный год

п/п

Содержание работы

Сроки

Ответственные

1

Изучение мотивации членов педагогического коллектива к инновационной деятельности

Март 2024

Корхова С.В.

Антропова Т.В.

Гулевич Н.Н.

2

Проведение стартовых диагностических

поцедур на определение степени

соответствия критериям инновационного

проекта. Диагностика «Оценка состояния

профессиональной компетентности

педагогического коллектива»

Март 2024

Антропова Т.В.

Гулевич Н.Н.

3

Проведение инструктивно-методического совещания по  осуществлению  инновационного проекта в 2024/2025 учебном году «Особенности организации педагогической деятельности, направленной на раскрытие основных понятий проекта»

Май 2024

Корхова С.В.

Антропова Т.В.

4

Проблемно-ориентированный анализ состояния образовтельного процесса и его результатов, выявление актуальных для учреждения образования проблем

Май-июнь 2024

Корхова С.В.

Антропова Т.В.

5

Информирование родительской общественности об инновационной деятельности учреждения образования

Август

2024

Корхова С.В.

Антропова Т.В.

6

Разработка системы научно-методического сопровождения инновационной деятельности по теме проекта

Август

2024

Корхова С.В.

Антропова Т.В.

7

Обсуждение направлений инновационной работы в рамках заседаний учебно-методических объединений

Август

2021

Антропова Т.В., члены учебно-методических объединений

8

Заседание педагогического совета.

Основные направления работы учреждения в 2024/2025 учебном году. Реализация первого этапа инновационного проекта

Август 2024

Корхова С.В.

Антропова Т.В.

9

Издание приказа «Об организации инновационной деятельности в учреждении образования в 2024/2025 учебном году» на основании приказа Министерства образования Республики Беларусь

Август

2024

Корхова С.В.

10

Корректировка календарного плана реализации инновационного проекта, встреча с консультантом проекта

Август 2024

Антропова Т.В.

11

Инструктивно-методическое совещание с педагогами – участниками инновационной деятельности, по изучению нормативных правовых документов, регламентирующих инновационную деятельность. Разработка локальных нормативных документов

Сентябрь 2024

Антропова Т.В.

12

Подготовка электронного ресурса «В помощь педагогу, реализующему инновационный проект»

Сентябрь 2024

Антропова Т.В.

13

Уточнение тем индивидуального исследования    педагогов-участников проекта, по проблеме инновационной деятельности

Сентябрь 2024

Антропова Т.В.

14

Организация психологического мониторинга по теме инновационного проекта, подбор и разработка анкет, тестов,  диагностического инструментария

Сентябрь 2024

Антропова Т.В.

Гулевич Н.Н.

15

Организация работы творческой группы по теме инновационного проекта

Сентябрь 2024

Антропова Т.В.

16

Разработка дидактического обеспечения процесса формирования технологического аспекта метапредметной компетентности

обучающихся

Ноябрь 2024

Антропова Т.В.

17

Методический практикум «Организация образовательного процесса на основе модели формирования  метапредметных компетентностей  обучающихся на II ступени общего образования»

 Декабрь

2024

Антропова Т.В.

18

Организация работы постоянно-действующего семинара   по  теме инновационного проекта «Профессиональное мастерство педагога как средство формирования эффективного опыта инновационной деятельности»

2 раза в год

Антропова Т.В.,

участники

инновационного проекта

19

Методологический семинар «Метапредметный подход  в образовательном процессе как возможность повышения качества образования»

Декабрь 2024

Антропова Т.В.,

участники

инновационного проекта

20

Круглый стол «Профессиональное мастерство педагогов как средство технологического формирования и развития метапредметных компетенций у учащихся на второй ступени общего среднего образования»

Январь 2025

Антропова Т.В.,

участники

инновационного проекта

21

Информирование законных представителей учащихся о результатах реализации инновационного проекта

Март 2025

Антропова Т.В.,

участники

инновационного проекта

22

Лаборатория успеха «Стратегические ориентиры,  и механизмы технологического аспекта метапредметной компетентности  учащихся»

Апрель 2025

Антропова Т.В.,

участники

инновационного проекта

23

Совещание при директоре «О ходе реализации республиканского инновационного проекта «Внедрение

модели технологического формирования

метапредметной компетентности учащихся на второй ступени общего среднего образования»

Апрель 2025

Корхова С.В.

Антропова Т.В.

24

Ведение дневников участниками инновационной деятельности

В течение года

Участники

инновационного

проекта

25

Консультация «Ведение педагогического дневника»

По мере необходимости

Антропова Т.В.,

26

Тематические индивидуальные и групповые консультации по теме инновационного проекта

1 раз

в месяц

Корхова С.В.,

Антропова Т.В.,

участники

инновационного проекта

27

Взаимодействие с консультантом инновационного проекта

В течение года

Антропова Т.В.

28

Самообразование по темам педагогических исследований

В течение года

Участники

инновационного

проекта

29

Повышение квалификации участников инновационного проекта

В

течение года

Антропова Т.В.

30

Организация  и участие участников инновационного проекта          в     в  региональных семинарах и конференциях

В

течение года

Участники

инновационного проекта

31

Организация тематических обзоров литературы, публикаций, интернет-материалов по теме инновационного проекта

В

течение года

Антропова Т.В.,

Журбикова А.В.,

Рудобелец В.М.

32

Создание и пополнение банка методических материалов по формированию технико-технологического аспекта метапредметной компетентности обучающихся на второй ступени  общего среднего образования

В

течение года

Антропова Т.В., участники

инновационного проекта

33

Организация образовательного процесса

на основе модели формирования

технико-технологического аспекта

метапредметной компетентности обучающихся на второй ступени

общего среднего образования

В

течение года

Антропова Т.В.,

учителя-участники

инновационного проекта

34

Комплектование фонда информационных материалов по тематике инновационного проекта: электронная библиотека, медиатека, (дидактические сценарии, технологические карты) учебные занятия, цифровые образовательные ресурсы, ориентированные на формирование технико-технологического аспекта

метапредметной компетентности обучающихся на второй ступени

общего среднего образования

В

течение года

Антропова Т.В., учителя-предметники

участники

инновационного проекта

35

Представление материалов инновационной деятельности на заседаниях педагогических советов, в печати, в методических конкурсах, семинарах, конференциях, на сайте  учреждения образования и в СМИ

В

течение года

Антропова Т.В., учителя-предметники участники инновационного проекта


31.10.2024 года для участников инновационного проекта  был проведен семинар   «Профессиональное мастерство педагога как средство формирования эффективного опыта инновационной деятельности».

         Целью семинара была мотивация педагогов на профессиональное саморазвитие и самосовершенствование в процессе инновационной деятельности, развитие педагога как творческой личности, переключение с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск методических решений, превращение в автора собственных идей и технологий.

Также в рамках работы семинара были рассмотрены  актуальные вопросы организационно-управленческого обеспечения инновационной деятельности в учреждении образования,  критерии и показатели эффективности инновационной деятельности,  обсуждены темы педагогических исследований участников инновационного проекта.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.