Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 2 человека

Личность и проблемы одарённого ребёнка

Дата: 26 января в 09:17, Обновлено 26 января в 09:18

 Что такое одарённость?

 Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как относиться к одаренным детям? Учителя, как правило, уверены, что дети с высоким умственным развитием должны успевать по всем предметам школьного курса. Бытует стереотипное представление о том, что одаренные дети – лучшие во всем, поэтому мнение о том, что одаренные дети могут сталкиваться с трудностями в учебе, часто кажется парадоксальным. Специальные исследования подтверждают, что очень высокий уровень развития той или иной сферы у одаренных детей может сосуществовать с низким уровнем развития другой сферы. Такая несогласованность может при определенных условиях вызывать различные трудности.

 Американский психолог Л. Силвермен предлагает следующий список признаков одаренности и часто сопутствующих им признаков отсутствия способности к учению (а точнее, слабости), которые могут отмечаться во всех возрастах.

 Блестящая долговременная память, свойственная большинству одаренных детей и позволяющая им овладевать огромной и сложной информацией, может сочетаться со слабостью кратковременной памяти, из-за которой им часто трудно сразу повторить только что сказанное.

 Недостатки кратковременной и оперативной памяти связаны также с тем, что им требуется время, чтобы осмыслить, привести в систему, связать новое с уже имеющимся опытом, тогда как механическое запоминание происходит с трудом.

 Превосходное понимание смысла прочитанного может сочетаться у одаренных детей с трудностями в декодировании букв и слов, которые могут проявляться даже в среднем и старшем школьном возрасте. Им часто легче уловить суть сложной абстрактной концепции, чем справиться с фонетическим и буквенным анализом.

 Одаренные дети с легкостью осваивают компьютер, но часто не могут научиться писать разборчиво. Неисправимый ужасный почерк для многих из них становится препятствием, если для продолжения обучения необходимо представлять письменные работы.

 Вообще многие одаренные дети гораздо лучше справляются со сложной и напряженной работой, обеспечивающей вызов их способностям. Рутинная деятельность, простое запоминание, упражнения на повторение выполняются ими с трудом.

 Они экстремально любознательны, задают много вопросов, но могут быть неспособны к заучиванию неинтересного для них материала.

 Развитая речь и богатый словарный запас, характеризующие таких детей, могут проявляться только в устной речи, тогда как их письменная речь может быть скудной и отставать не только от устной, но даже и от письменной речи их менее способных сверстников. Поэтому они могут блистать в дискуссиях, но отказываться делать письменные работы.

 Одаренные дети часто хорошо рассуждают, но их могут так захлестывать эмоции от желания высказать свои идеи, что они теряют нить рассуждений или нужные слова, и их речь кажется сумбурной и непродуманной.

 Их превосходное математическое мышление может не замечаться учителем из-за того, что даже несложные вычисления выполняются ими с трудом. Часто одаренные дети с большим усилием запоминают таблицу умножения и математические формулы, порой им легче выводить эти формулы самим.

 Восприимчивые и сообразительные, иногда даже мудрые не по годам, эти дети могут быть безнадежно неорганизованными.

 Обладая острой наблюдательностью и развитым воображением, они могут быть крайне невнимательными на уроках. Часто обладая острым слухом, они имеют слабую слуховую память и не умеют внимательно слушать, а обладая острым зрением, невнимательны к деталям.

 Одаренные дети часто очень энергичны, активны, способны к длительной и интенсивной деятельности, но не способны к выполнению заданий, ограниченных по времени (тесты, контрольные, экзамены).

 Они имеют блестящее чувство юмора, находчивы, умеют манипулировать людьми, поэтому часто находят умные способы избегать областей, в которых не сильны.

 Трудности в учении многих одаренных детей трудно обнаружить, поскольку они умеют их хорошо маскировать. В результате, однако, весьма часто одновременно с проблемами остается скрытой и их одаренность.

 Многие одаренные дети, блистающие в естественных науках, геометрии, механике, технике, музыке, искусстве, испытывают неудачи в освоении иностранных языков и тех предметов, где велико значение слушания и последовательного запоминания.

Проблемы одаренных детей:

1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

3. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму (линия поведения, которая предполагает уподобление окружающим, отсутствие личного, индивидуального, пассивное принятие существующего мнения), особенно если стандарты идут вразрез с их интересами.

4. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.

5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.

6. Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

7. Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.