Важным фактором, влияющим на развитие одаренных школьников, является система внеклассной воспитательной работы. Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают различные объединения дополнительного образования, конкурсы, интеллектуальный марафон, привлечение школьников к участию в различных олимпиадах и конкурсах вне школы и, разумеется, исследовательская работа учащихся.
Методы и формы работы с одаренными учащимися должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися класса и в то же время отличаться определенным своеобразием.
Классный руководитель должен побуждать ребят к самостоятельной работе, ориентирующей на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное достижение поставленных целей. Взаимодействие классного руководителя с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи и поддержки. Создать в классном коллективе условия для развития индивидуальных способностей каждого ученика реально. И продуктивней всего строить свою работу с учащимися, если следовать принципу «в каждом есть потенциал».
Рекомендации по организации работы с одаренными детьми:
— Изучайте индивидуальные особенности, особенности поведения одарѐнного ребѐнка.
— Вы должны преодолеть сложившееся бытовое представление о завышенной самооценке, не только разрушать такую самооценку, а в случаях отчаяния как раз внушать ребенку сознание его незаурядных возможностей.
— Совершенствуйте систему развития способностей, а не запаса знаний.
— Должное внимание уделяйте индивидуальности и дифференциации обучения на уроках и во внеурочное время.
— На уроках и вне активно используйте проблемно-исследовательский метод, развивая познавательные и творческие способности учащихся. Известно, что активная самостоятельная работа мысли начинается тогда, когда перед учащимся возникает проблема. Обучение должно носить не репродуктивный, а творческий характер:
— Ориентируйтесь на опережение уже достигнутого уровня способностей, положительную мотивацию.
— Для развития способностей нужна высокая познавательная активность ученика, причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Поэтому занятия должны проходить в благоприятной атмосфере. Обязательно должна создаваться ситуация успеха.
— Уважайте и обсуждайте любую идею ученика. Поверьте в то, что этому ребѐнку порой дано понять и совершить то, что нам кажется непостижимым.
— Помните о том, что одаренных учеников отличает необычайное стремление к перепроверке, к «уяснению для себя», к экспериментированию.
— Центральной задачей педагога в работе с одаренным ребѐнком является привитие вкуса к серьѐзной творческой работе.
— Необходимо помнить, что одарѐнные дети очень самолюбивы, ранимы, с обостренной чувствительностью, и не очень удачная шутка может их надолго выбить из колеи, поэтому развивайте в себе чувство юмора.
— Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы. Стимулируйте ученика, хвалите.
— Позволяйте детям вести себя свободно в общении и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг, и, следовательно, свои обязанности выполнил.
Качества, необходимые учителю для работы с одарѐнными детьми.
— Разбираться в психологических особенностях одаренных детей, учитывать их потребности и интересы;
— Быть доброжелательным и чутким;
— Быть зрелым, т. е. четко осознавать свои цели и задачи;
— Быть эмоционально стабильным, т. е. необходимо быть собранным и хорошо владеть своими эмоциями и чувствами;
— Иметь высокий уровень интеллектуального развития, широкий круг интересов и умений и стремление к постоянному самосовершенствованию;
— Обладать чувством юмора;
— Проявлять настойчивость, целеустремленность и обстоятельность;
— Стимулировать когнитивные способности учащихся;
— Быть готовым к работе с одаренными детьми.